Главная страница
Новости

Сикстинская капелла как иллюстрация для врачей

Международная группа экспертов, специализирующихся в разных областях медицины, антропологии и искусствоведения, опубликовала в журнале «The Breast» статью, анализирующую один из фрагментов фрески Микеланджело, расположенном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане. Авторы предполагают, что в сцене «Потоп» изображена женщина с патологией груди, предположительно раком молочной железы.

Одна из отличительных особенностей гения Микеланджело – глубокое знание анатомии, почерпнутое в том числе в ходе анатомических вскрытий, и преломление этих знаний в изображении мужских и женских персонажей. Произведения Микеланджело даже спустя 5 веков дают пищу для исследователей, причем не только искусствоведов.

На этот раз объектом изучения стала фигура женщины из сцены под названием «Потоп».

В левой части фрески изображена почти обнажённая молодая женщина. Она одета только в синий головной платок, указывающий на её семейное положение, и в синий плащ. Фреска была проанализирована в соответствии с недавно разработанными рекомендациями по правильному подходу к диагностике заболеваний в произведениях искусства. Была проведена дифференциальная диагностика, предложена и согласована оценка «уровня доказательности» диагноза.
Тщательное изучение показало, что на правой груди у женщины наблюдается возрастной или связанный с кормлением грудью птоз с выступающим соском и ровными контурами (см. рис.). Очевиден контраст с левой грудью, которая выглядит здоровой. Сосок правой груди значительно втянут и деформирован. Кожа ареолы и прилегающей области втянута, медиальная часть ареолы, по-видимому, разрушена, кожа над соском глубоко втянута и напоминает рубец. Явных язв не наблюдается. В верхнем медиальном квадранте наблюдается небольшая выпуклость, которая может быть опухолью. В правой подмышечной впадине наблюдается ещё одна небольшая выпуклость, которая может быть увеличенным лимфоузлом.

Проведен дифференциальный диагноз с маститом – лактационным, туберкулезным, плазмоцитарным, волчаночным, а также саркоидозом, травмой, аномалиями развития. Исследователи остановились на диагнозе рака молочной железы.

У других обнаженных женских персонажей нет каких-либо подобных аномалий, что говорит в пользу того, что художник намеренно изобразил это заболевание, более того, подразумевал определенный его символизм или богословское значение. Как предполагают авторы публикации, изображение вероятного рака молочной железы связано с концепцией непостоянства жизни и имеет значение наказания.
2025-06-06 14:09